УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ВСЕУКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ИНСТИТУТА "ТКУМА" ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕМЕЦКО-УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

«МАРАФОНЫ ПАМЯТИ» ПО ИСТОРИИ ХОЛКОСТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРИЛИГИОЗНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЕМИНАР «КОВЧЕГ» 

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЯД ВАШЕМ (ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ)

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ ИНТСТИТУТА «ТКУМА» СВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

В течение 17-25 июля в с. Унев Львовской обл. проходил XI Международный молодежный семинар «Ковчег», участниками которого стала украинская, польская, крымскотатарская и еврейская молодежь. Организаторами этого уже традиционного летнего молодежного форума стали Генеральное консульство Республики Польша во Львове, Украинский институт изучения Холокоста «Ткума», Украинский католический университет, общественная организация «Крым SOS», Городской дворец культуры им. Гната Хоткевича. Как и в предыдущие годы, семинар проходил в стенах Свято-Успенской Уневской Лавры - символическом месте для украинского, польского и еврейского народов, где во время Второй мировой войны греко-католические священнослужители спасали еврейских детей.

На этот раз гостем открытия «Ковчега 2016» стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Польша Андрей Дещица. Во время своего выступления посол говорил и о печальной актуальности насилия в современных международных отношениях, и о роли и влиянии истории и исторического восприятия на современные отношения между Украиной и Польшей.

После открытия семинара состоялась открытая дискуссия, главными спикерами которой стали сами участники семинара вместе с вице-ректором УКУ проф. Мирославом Мариновичем, соучредителем организации «Крым SOS» Алимом Алиевым, директором Городского дворца культуры им. Г. Хоткевича Игорем Мартыненко и Генеральным консулом Республики Польша во Львове Веславом Мазуром. Говорили о важности прощения и понимания, о моральных основах, которые не могут быть подвергнуты сомнению и которые выступают фундаментом для новых стратегий безопасности. Вторая половина дня прошла в знакомствах, интеграционных тренингах и конкурсах.

На следующий день молодежь из крымскотатарской группы демонстрировала особенности и культуры и традиций крымскотатарского народа. Алим Алиев познакомил участников «Ковчега» с историей сложного и драматического пути возвращения крымских татар домой, который продолжается и по сей день, несмотря на российскую оккупацию Крыма. Как крымские татары относились к экономической и энергетической блокаде полуострова? Какую роль играет традиционная община в процессе борьбы с российской агрессией? Какими видит пути деоккупации Крыма его коренной народ? - Это лишь неполный перечень вопросов, которые волновали участников молодежного семинара.

От вопросов политических участники перешли к вопросам культурным. Благодаря Халилу Халилову, соучредителю крымскотатарского культурного центра «Крымский дом во Львове», можно было узнать, как на мусульманских свадьбах играла еврейская музыка; что такое Хайтарма и почему она стала одним из главных культурных символов крымских татар; как маками (традиционные крымскотатарские мелодии) могут лечить людей и, наконец, почему Крым был главной резиденцией джаза в Украине.

От Гульнары Абдулаевой, историка, писательницы и журналиста, участники семинара узнали много интересных эпизодов из истории крымских татар от тавров до современности. Также говорили об образе крымских татар в украинских учебниках по истории и необходимости ухода от откровенно ксенофобских традиций, сформированных российской имперской и советской историографией.

А после этого состоялся показ фильма «Хайтарма» - фильма, который стала погружением в атмосферу, предшествовавшей и царящей во время преступлений 1944 г. против крымскотатарского народа и других народов Крыма (армян, греков, караимов). После фильма участники семинара получили уникальную возможность пообщаться с Ахтемом Сеитаблаевым, режиссером и актером, телеведущим и просто интересным человеком. Говорили о том, как через кино можно переживать и постепенно избавляться от психологических травм.

Следующий, еврейский день запомнился участникам разнообразными мероприятиями: лекциями-беседами, презентациями, мастер-классами. Серьезные темы менялись веселыми традиционными танцами, разговоры о сложном прошлом - мастер-классами по рисованию и театральному мастерству. Своего рода кульминацией национально-культурной презентации стала оригинальная презентация научных сотрудников Института «Ткума» и Музея Холокоста Ирины Пискаревой и Дильфузы Глущенко, подготовленной вместе с участниками еврейской группы «Ковчега». Что такое кошер? Сколько языков знают евреи и сколько языков можно назвать еврейскими? Что такое шаббат? Вопросов: «А как евреи..?» было множество, поэтому пришлось даже немного растянуть график целого дня, чтобы ответить на каждый.

Директор Института «Ткума» и Музея Холокоста д-р Игорь Щупак содержательно и интересно говорил с молодыми людьми о сложных вопросах истории Холокоста, Голодомора, депортации крымских татар и других народов Крыма, трагедии польского, украинского и еврейского населения Волыни и Галичины. Научный сотрудник Института «Ткума» д-р Егор Врадий провел презентацию-дискуссию на тему «Национальные движения, формирование национального государства и проблемы ксенофобии».

Следующим по программе был украинский день. Начался он с рассказа проф. Мирослава Мариновича о нравственной силе и героизме Андрея Шептицкого и Омельяна Ковча. Профессор Донецкого национального университета Елена Стяжкина выступила перед участниками семинара с лекцией-беседой на актуальную для украинских реалий тему «Победа в войне как способ мышления в формате "pro"» и акцентировала внимание на особенностях современной войны на востоке Украины. В конце дня состоялся мастер-класс по живописи на стекле и выступление этно-группы «Ойкумена».

Польский день Ковчега проходил в Варшаве. Участники семинара имели возможность посетить Музей Варшавского восстания и Музей истории польских евреев POLIN. Но главным событием этого дня стали дебаты в Сенате Республики Польша при участии Маршалка Сената Станислава Карчевского, проф.Ежи Эйслера, проф. Мирослава Мариновича, лидера крымских татар Мустафы Джемилева, директора музея «проклятых солдат» и политических заключенных времен Польской Народной Республики Яцека Павловича, д-ра Игоря Щупака. Говорили о важности украинского-польского диалога, о роли молодежи в налаживании международных отношений, о месте украинцев и евреев в истории Польши и т.д. Не обошли вниманием и вопрос о резолюции польского Сейма о признании Волынской трагедии геноцидом. Директор Института «Ткума» и Музея Холокоста д-р Игорь Щупак напомнил, что именно польские священники, интеллектуалы выработали универсальную формулу согласия, с которой обратились к немецким партнерам: «Прощаем и просим прощения», и подчеркнул, что преступлениями, которые нельзя оправдать, являются убийства, массовые уничтожения - что и происходило во время Волынской трагедии. Обсуждение этих и других вопросов продолжалось и вне рамок публичной дискуссии.

Своими впечатлениями от участия в семинаре поделилась одна из участниц Василиса Забава: «Ковчег научил меня толерантности и дал понимание, что, несмотря на тяжелое прошлое, сегодня наши народы вместе отстаивают нашу страну. Он заставил задуматься над многими стереотипами, навязанными нам веками, и сделать вывод о том, что наша сила – в разнообразии, что мы должны научиться уважать и слышать друг друга и начать диалог о совместном, победном будущем. Вместе, а не отдельно».