УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ВСЕУКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ИНСТИТУТА "ТКУМА" ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕМЕЦКО-УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

«МАРАФОНЫ ПАМЯТИ» ПО ИСТОРИИ ХОЛКОСТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРИЛИГИОЗНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЕМИНАР «КОВЧЕГ» 

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЯД ВАШЕМ (ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ)

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ ИНТСТИТУТА «ТКУМА» СВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

16 июля, в День провозглашения Государственного суверенитета Украины, участники Летних студий приняли участие в Музейном практикуме, подготовленном сотрудниками Института «Ткума», педагогами и музейщиками Ровенщины. Важно, что сам практикум стал логическим продолжением лекций и дискуссий предыдущего дня, когда информация и тезисы, изложенные исследователями, приобрели непосредственное воплощение в локусе городов Волыни – знаковых для еврейской, украинской, польской, чешской и европейской истории.

Сначала участники студий посетили Здолбунов – «город цементных тротуаров и красивых цветов», которым он остался в воспоминаниях одного из его жителей – еврея, чудом сумевшего выжить в огне войны и Холокоста. Сейчас это районный центр Ровенской области, известный прежде всего как важный железнодорожный узел. В начале прошлого века город был известен еще и заводом, который производил лучшие образцы цемента. Здолбунов, в отличие от большинства небольших по количеству жителей населенных пунктов региона, не был классическим городком-штелом. Ни одна из этнических и религиозных общин (украинцев, поляков, евреев, чехов, немцев и русских) не имела количественного преимущества. Благодаря исследованию д-ра Петра Долганова, посвященного жизни и смерти в Здолбунове, мы теперь гораздо лучше представляем специфику Холокоста в Западной Волыни, а также палитру чрезвычайно драматических событий и поисков путей для выживания в условиях нацистской оккупации.

Следует отметить, что исследование стало основой для обновления музейной экспозиции местного краеведческого музея – современного и интереснейшего культурного учреждения, которому могут позавидовать значительно большие по количеству жителей города. Как часто это бывает, мы смотрим на успешный институт, а за ним труд конкретных людей или человека. В данном случае речь идет об Олеге Тищенко, к сожалению, ныне покойном, уроженце Здолбунова, который в буквальном смысле вдохнул жизнь и смыслы в здание по ул. Фабричной, 9, которое долгое время ассоциировалось исключительно с болью. Здесь поочередно размещался пункт имперского жандармского управления, отделения польской полиции, впоследствии управление НКВД. В 1941–1944 гг. его совместно использовали германская фельджандармерия и местная вспомогательная полиция. По изгнанию нацистов – расположилось управление советской госбезопасности и т.д. В настоящее время дело О. Тищенко продолжает его коллега и, в известной степени, ученик Александр Чижевский. В подвалах здания под штукатуркой сохранились выцарапанные узниками разных тоталитарных режимов надписи, обращения и имена. Для многих из них здание по ул. Фабричной было лишь началом скитаний, для кого-то – местом прощания, ведь во дворе здания, а также непосредственно в самих подвалах, происходили казни.

Совсем рядом со Здолбуновом расположен Острог – старинный украинский город, неотделимая часть национальной памяти. Думаю, не стоит перечислять все добродетели семьи князей Острожских и их влияние на жизнь украинских земель в XVI-XVII веках. Впрочем, хотелось бы обратить внимание на Острог как город пересечения разных культурных составляющих – украинской, польской, татарской, еврейской и русской. Последняя в конце XIX очень настойчиво стремилась вписать себя в местный культурный ландшафт путем создания нарратива о городе князя Острожского – «ревностного защитника православия». Имманентной характеристикой русского империализма является не только восхваление империи, но и насаждение ксенофобского отношения ко всему, что выпадает за пределы его экспансионистских представлений. Именно поэтому, а также из-за Холокоста и десятилетий советского затирания памяти об Остроге как поликультурном городе, другие неимперские версии прошлого были, казалось бы, навсегда похоронены. Однако, как и в случае Здолбунова, Острогу удалось найти неравнодушного Человека. Благодаря усилиям местного предпринимателя Григория Аршинова было восстановлено старинное еврейское кладбище, начались консервационные и восстановительные работы в местной синагоге – классическом примере ренессансной архитектуры, установлены памятные знаки на местах массового убийства евреев в окрестностях Острога и т.д. О роли этого человека, преждевременно ушедшего из земной жизни в 2020 г., материальном и, что важнее, моральном наследии его добрых дел чрезвычайно тепло написал многолетний партнер Института «Ткума» профессор Йоханан Петровский-Штерн. Советуем к прочтению.

Ну а культурологические экскурсы участников Летних студий продолжились на следующий день, 17 июля, уже в Ровно. Вместе с заведующей краеведческим отделом Ровенской областной универсальной научной библиотеки Еленой Гуминской они смогли наглядно увидеть остатки еврейской жизни города и воссоздать ландшафт бытия Зузаны Гинчанки – одаренной поэтессы, значительный период жизни которой был связан именно с Ровно. Здесь, в городе ее бабушки и дедушки, ее детства и юности, Зузану застала Вторая мировая война. К сожалению, подобно многим жителям Ровно поэтесса не увидела ее завершения, ведь стала одной из жертв Холокоста в 1944 г.
 
Логичным завершением Студий была педагогическая мастерская, где учителя и методисты не только презентовали достижения своих учеников и собственные наработки, но и могли в режиме прямого диалога отрефлексировать вопросы преподавания сложных страниц украинской истории. Активное обсуждение вызвала программа «История Холокоста» курса по выбору для учащихся 10-11 класса, разработанного Игорем Щупаком и Вячеславом Майорским. Кстати, Институт «Ткума» как всегда, готов предоставить партнерскую помощь тем творческим учителям и учебным заведениям, кто желает предложить этот курс своим ученикам.
 
Искренне благодарим Защитников и Защитниц Украины, благодаря которым мы имели возможность провести этот незаурядный семинар. Отдельная благодарность всем участникам Летних студий и надеемся, что через год Студии снова объединят единомышленников.