16 июля, в День провозглашения Государственного суверенитета Украины, участники Летних студий приняли участие в Музейном практикуме, подготовленном сотрудниками Института «Ткума», педагогами и музейщиками Ровенщины. Важно, что сам практикум стал логическим продолжением лекций и дискуссий предыдущего дня, когда информация и тезисы, изложенные исследователями, приобрели непосредственное воплощение в локусе городов Волыни – знаковых для еврейской, украинской, польской, чешской и европейской истории.
Сначала участники студий посетили Здолбунов – «город цементных тротуаров и красивых цветов», которым он остался в воспоминаниях одного из его жителей – еврея, чудом сумевшего выжить в огне войны и Холокоста. Сейчас это районный центр Ровенской области, известный прежде всего как важный железнодорожный узел. В начале прошлого века город был известен еще и заводом, который производил лучшие образцы цемента. Здолбунов, в отличие от большинства небольших по количеству жителей населенных пунктов региона, не был классическим городком-штелом. Ни одна из этнических и религиозных общин (украинцев, поляков, евреев, чехов, немцев и русских) не имела количественного преимущества. Благодаря исследованию д-ра Петра Долганова, посвященного жизни и смерти в Здолбунове, мы теперь гораздо лучше представляем специфику Холокоста в Западной Волыни, а также палитру чрезвычайно драматических событий и поисков путей для выживания в условиях нацистской оккупации.
Следует отметить, что исследование стало основой для обновления музейной экспозиции местного краеведческого музея – современного и интереснейшего культурного учреждения, которому могут позавидовать значительно большие по количеству жителей города. Как часто это бывает, мы смотрим на успешный институт, а за ним труд конкретных людей или человека. В данном случае речь идет об Олеге Тищенко, к сожалению, ныне покойном, уроженце Здолбунова, который в буквальном смысле вдохнул жизнь и смыслы в здание по ул. Фабричной, 9, которое долгое время ассоциировалось исключительно с болью. Здесь поочередно размещался пункт имперского жандармского управления, отделения польской полиции, впоследствии управление НКВД. В 1941–1944 гг. его совместно использовали германская фельджандармерия и местная вспомогательная полиция. По изгнанию нацистов – расположилось управление советской госбезопасности и т.д. В настоящее время дело О. Тищенко продолжает его коллега и, в известной степени, ученик Александр Чижевский. В подвалах здания под штукатуркой сохранились выцарапанные узниками разных тоталитарных режимов надписи, обращения и имена. Для многих из них здание по ул. Фабричной было лишь началом скитаний, для кого-то – местом прощания, ведь во дворе здания, а также непосредственно в самих подвалах, происходили казни.
Совсем рядом со Здолбуновом расположен Острог – старинный украинский город, неотделимая часть национальной памяти. Думаю, не стоит перечислять все добродетели семьи князей Острожских и их влияние на жизнь украинских земель в XVI-XVII веках. Впрочем, хотелось бы обратить внимание на Острог как город пересечения разных культурных составляющих – украинской, польской, татарской, еврейской и русской. Последняя в конце XIX очень настойчиво стремилась вписать себя в местный культурный ландшафт путем создания нарратива о городе князя Острожского – «ревностного защитника православия». Имманентной характеристикой русского империализма является не только восхваление империи, но и насаждение ксенофобского отношения ко всему, что выпадает за пределы его экспансионистских представлений. Именно поэтому, а также из-за Холокоста и десятилетий советского затирания памяти об Остроге как поликультурном городе, другие неимперские версии прошлого были, казалось бы, навсегда похоронены. Однако, как и в случае Здолбунова, Острогу удалось найти неравнодушного Человека. Благодаря усилиям местного предпринимателя Григория Аршинова было восстановлено старинное еврейское кладбище, начались консервационные и восстановительные работы в местной синагоге – классическом примере ренессансной архитектуры, установлены памятные знаки на местах массового убийства евреев в окрестностях Острога и т.д. О роли этого человека, преждевременно ушедшего из земной жизни в 2020 г., материальном и, что важнее, моральном наследии его добрых дел чрезвычайно тепло написал многолетний партнер Института «Ткума» профессор Йоханан Петровский-Штерн. Советуем к прочтению.
http://tkuma.dp.ua/ru/2015-02-17-11-50-32/anonsy/3894-litni-studiji-institutu-tkuma-ta-unaochnennya-istoriji#sigProId32d9dc91ff