УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ВСЕУКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ИНСТИТУТА "ТКУМА" ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕМЕЦКО-УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

«МАРАФОНЫ ПАМЯТИ» ПО ИСТОРИИ ХОЛКОСТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРИЛИГИОЗНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЕМИНАР «КОВЧЕГ» 

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЯД ВАШЕМ (ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ)

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ ИНТСТИТУТА «ТКУМА» СВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

27-29 апреля в Киеве проходил Всеукраинский научно-практический семинар «Роль исторического образования в формировании национальной идентичности», организаторами которого выступили Украинский институт национальной памяти, Министерство образования и науки Украины, Украинский институт изучения Холокоста «Ткума». Гостей семинара (около 60 человек) гостеприимно принимала Научная библиотека имени М. Максимовича и исторический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Определяющим мотивам приветственных выступлений, с которыми к участникам семинара обратились директор УИНП, д-р Владимир Вятрович, декан исторического факультета КНУ имени Т. Шевченко, доктор исторических наук, профессор Иван Патриляк, директор Института «Ткума», Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине »д-р Игорь Щупак и директор Научной библиотеки имени М. Максимовича д-р Олег Сербин, были мысли о важности сферы исторического образования для построения гражданского общества в Украине и Украины как самодостаточного государства в целом.

По выражению проф. И. Патриляка, именно историческое образование является своего рода инкубатором граждан. Оставшись без исторического образования, или пренебрегая стратегическим планированием ее развития, Украина рискует остаться без граждан. Д-р И. Щупак, приветствуя собравшихся, подчеркнул, что на сегодняшний момент Украина находится не только в состоянии войны за свою независимость, суверенитет и территориальную целостность, но и стала ареной войны различных исторических памятей. Практически до последнего момента наша страна в области школьного учебников продолжала оставаться наследником советской традиции и ее мифов. Теперь перед украинскими историками, учителями и преподавателями стоит задача изменения такой ситуации. Возможно, единственным путем становится введение в школьные программы и учебники широких контекстов европейской и мировой истории, применение современных историографических подходов к оценке событий прошлого.

Работа семинара, который длился три дня, охватила чрезвычайное широкий круг проблем, связанных с отраслью исторического образования в Украине. Так, во время дискуссии «Как преодолеть разрыв между академической наукой и школьным образованием?» оживленное обсуждение вызвал доклад «Есть ли место архивам в школьном курсе истории?» начальника Управления институционального обеспечения политики национальной памяти УИНП Игоря Кулика. И докладчик, и участники семинара сошлись во мнении, что до сегодняшнего момента архивные учреждения Украины продолжают оставаться чрезвычайно консервативными в своей работе. Возможно, единственным способом преодоления расстояния между архивами, школьным учителем и учениками является повышение уровня доступности архивных документов путем создания электронных баз данных, размещенных во всемирной сети. 

На следующей дискуссии «Каким должен быть современный школьный учебник по истории Украины?» основное внимание было уделено теоретико-методологическим проблемам в создании действительно современного и привлекательного как с содержательной, так и эстетической точек зрения, учебника. Главный научный сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор Елена Пометун обобщила системные основания проектирования и создания учебников по истории, указала на противоречия, с которыми сталкиваются авторы, когда пытаются написать «идеальный» учебник, но при этом пренебрегают аспектами психологической привлекательности учебной книги для учащихся.

Значительное внимание вызвало выступление преподавателя Международного научно-технического университета Надежды Гончаренко. Докладчик сосредоточилась на проблеме «развития культуры» в школьных учебниках. Именно культурная составляющая позволяет учащимся понимать не только основные тенденции изменений в искусстве, но и общие, более широкие политические, социальные контексты. В качестве примера Н. Гончаренко вспомнила ситуацию с исторической памятью о трагедии Холокоста в Советском Союзе, когда идеологическая установка на замалчивание геноцида евреев реализовывалась в форме создания мемориальных комплексов, посвященных «советским гражданам - жертвам фашизма». Одним из самых ярких проявлений подобной политики стали памятники в Бабьем Яру. Примечательно, что иллюстрацией к докладу Н. Гончаренко для всех участников семинара стала мобильная выставка Института «Ткума», часть которой посвящена трагедии Бабьего Яра.

В рамках этой же дискуссии д-р И. Щупак представил оригинальный взгляд на освещение событий Второй мировой войны и Холокоста в российских и украинских учебниках истории. На его взгляд, на современном этапе в российском процессе создания учебников царит квазирелигиозное восприятие темы "Великая Отечественная война". Формирование и поклонения пантеону «героев Великой Отечественной войны», соревнования в виктимности стали проявлениями мифологического восприятия событий прошлого и одновременно основой современной идеологии Российской Федерации. Воспитание будущих поколений на мифическом, "массовом" героизме, приоритетности интересов государства, режима над страданиями и трагедиями личностей приближают общество к тоталитарной модели устройства.  Демонстрируя презентационные материалы во время доклада, д-р И. Щупак наглядно показал, каким образом квазирелигиозные мифы, эклектичность исторической памяти как на уровне школьного учебника, так и государственной идеологии, стали фундаментом для имперского, тоталитарного мышления.

В ходе второй панели семинара «История в университетах» состоялись несколько дискуссий, посвященных проблемам преподавания истории и исторического образования в стенах высших учебных заведений. Основной акцент всех выступлений и дискуссий был сделан на ситуации своеобразной кризиса, который переживает историческое образование в украинских вузах. Анализируя ее природу, большинство докладчиков видели в качестве главной причины нерациональность подходов при реформировании национального образования, что, в частности выразилось в сокращении академических часов на изучение гуманитарных дисциплин, непродуманном переформатировании содержания учебных курсов и т. п. 

Третья панель Всеукраинского семинара была посвящена реализации новых идей и подходов в практике образовательной деятельности. Всеобщее внимание присутствующих вызвала презентация д-ром И. Щупаком авторских программ, учебников, методических разработок и возможностей их использования во время преподавания истории Второй мировой войны и Холокоста. Именно опыт Холокоста в большинстве стран мира стал тем ключом для понимания многих исторических процессов, которые предшествовали ему и состоялись уже после окончания Второй мировой войны. Универсальность и одновременно беспрецедентность Катастрофы европейских евреев позволяет лучше понять уроки других геноцидальных явлений, которые пережило человечество в ХХ в. 

Очень важно, что семинар стал дискуссионной площадкой, на которой учителя и методисты смогли продемонстрировать и обсудить результаты собственных методических разработок по преподаванию истории, как в школах, так и в форме внешкольного образования. Так, Олег Рудой, учитель-методист (СОШ № 8, г. Хмельницький) представил свою разработку мультимедийных пособий по истории Второй мировой войны и Холокоста. Александр Конончук (Экономико-правовой лицей, г. Ровно), Александра Быкова (ЗОСШ № 31, г. Кировоград) продемонстрировали возможности использования видеопоказаний и других видов визуальных источников в процессе преподавания истории Второй мировой войны и Холокоста, многонациональной культуры украинских земель. Особый интерес участников семинара вызвала презентация творческого опыта Раисы Краевой, руководителя кружка Одесского центра детского и юношеского творчества «Самоцвет». По ее мнению, историю можно превратить из классического урока в интересный и неповторимый процесс, если преподавать ее, в частности, в форме квестовых игр, построенных на принципах социально-ролевого моделирования.

Историческое образование не ограничивается только школьными или вузовскими стенами, а формы распространения знаний о прошлом - классическим школьным уроком или университетской лекцией. Именно поэтому отдельная дискуссия семинара была посвящена проблематике популяризации истории внеобразовательными учреждениями. В частности, кандидат исторических наук Кирилл Галушко, координатор проекта «ЛИКБЕЗ», сотрудник Института истории Украины НАН Украины, рассказал об опыте реализации данного проекта в 2014-2016 гг. и подчеркнул, что его главной целью была борьба с комплексом советских мифов в головах людей среднего и старшего возраста. Также К. Галушко анонсировал ряд конкурсов и издательских проектов (например, «Как сделать историю интересной для молодежи?»), которые должны сломать стереотипное представление о том, что Украина не имеет собственную интересную истории.

Значительный отклик получило выступление «Школьные музеи как средство восстановления и сохранения исторической памяти» Анастасии Гайдукевич, заведующей отделом музейного дела УИНП. Основной тезис ее доклада можно сконцентрировать в одном, возможно, провокационном вопросе: «Нужны ли школьные музеи в своем традиционном виде?», ведь большинство из них выполняют роль скорее консерваторов мифов советской эпохи, чем способствуют процессу и распространению знаний о прошлом. Подобная трактовка, как и предложение по разработке методических рекомендаций по возможному содержанию школьного музея, его экспозиционной структуры вызвали ряд вопросов у представителей школьного образования, которые, в свою очередь говорили о сложности и инертности процессов в среднем образовании, некорректности одинаковой трактовки всех музеев.

Не менее интересным для участников семинара стало выступление Александра Андрощука, научного сотрудника Института истории Украины НАН Украины, кандидат исторических наук, посвященное образам истории Украины на страницах отечественных популярных изданий. В отличие от других европейских государств, рынок популярных специализированных исторических журналов в Украине не настолько развит, как в других европейских странах. В большинстве случаев историческая тематика становится частью большей или меньшей степени регулярных рубрик в ряде печатных СМИ. 

Никого не оставил равнодушным эмоциональное и одновременно содержательное выступление руководителя образовательных программ Института «Ткума» Ирины Пискаревой на тему «Усиление интереса учащихся к знаниям по истории Второй мировой войны и Холокоста через использование музейных экспозиций». Докладчице удалось показать палитру возможностей эффективной работы со школьниками, студенческой молодежью на базе экспозиций Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Тематические экскурсии, работа учащихся с материалами фондов, музейные уроки по истории Холокоста и Второй мировой войны, рассмотрение межнациональных отношений на украинских землях, многонациональной культуры отечественных территорий - вот лишь неполный перечень проблем, которые в интересной форме учащиеся Украине могут усвоить на базе экспозиций Музея Холокоста. Говоря о новых творческих приемах актуализации интереса у учащихся к прошлому своей страны, очеловечивании истории И. Пискарева продемонстрировала возможности таких форм работы, как «Стена Памяти. История семьи - история страны», когда дети привлекаются к поисковой работе и рассматривают исторические процессы и явления не только на глобальном национальном, но и на уровне микроистории - близких для учеников примерах из жизни собственных родителей, бабушек, дедушек.

Практический вектор работы семинара был развит и в его последний день, 29 апреля. Главными мероприятиями этого дня стало занятие д-ра Игоря Щупака для учителей истории практически из всех регионов Украины. В живой, порой эмоциональной форме обсуждались различные стратегии создания учебников в Европе и США и поиск наиболее адекватных для украинских реалий. Демонстрируя возможности неклассических форм работы даже в достаточно жестких рамках учебных программ, И. Щупаку удалось не только заинтересовать аудиторию, но вызвать настоящий живой обмен мнениями по проблемам преподавания истории ХХ в. и его трагических страниц - Второй Мировой войны и Холокоста. Отдельная часть занятия была посвящена возможностям учителя в изложении проблем истории культуры. 

Руководитель образовательных проектов Института «Ткума» И. Пискарева провела очень интересное занятие с участниками семинара и на практике показала, как с помощью доступного каждому учителю иллюстративного материала можно провести неклассический интересный урок, результатом которого станет увлекательное знакомство учащихся с архитектурным наследием европейской культуры. Подобный пример наглядно доказывает истину, что неклассический, творческий подход даже при обстоятельствах консервативности учебных программ позволяет получать удовольствие от своей работы учителю, и, как следствие - превращает обучение в увлекательное приключение для учащихся.