06-09 августа прошли очередные Летние студии для учителей Украинского института изучения Холокоста «Ткума». Почти десять лет назад руководитель образовательных программ Института Ткума Ирина Пискарева и директор Института д-р Игорь Щупак задумали и реализовали идею уникального проекта неформальной встречи активных учителей, преподавателей, ученых. Встречи не ограничены рамками традиционных семинаров, академических и научно-практических конференций, а наполнены общением и живым и непосредственным обменом мнениями, обсуждением опыта и планированием совместных проектов в будущем. Летом 2016 г. первые Летние студии прошли в Луцке и, как оказалось, стали одним из самых успешных проектов по формированию неформальной сети учителей-единомышленников.
Нынешние, седьмые по счету Студии, участниками которых стали учителя из 14 регионов нашей страны, гостеприимно принимал один из самых живописных городов Украины – Винница. Когда говорим о городе, то речь идет не только об архитектуре, парках или климате, но прежде всего о людях, которые в нем живут, работают и наконец определяют его образ, который выходит далеко за пределы городских кварталов. В случае Винницы нельзя не упомянуть о д-ре Фаине Винокуровой, блестящем ученом, общественном деятеле, заместителе директора Государственного архива Винницкой области. Ф. Винокурова много лет исследует разные аспекты истории Холокоста на Подолье. В частности, именно она внесла чрезвычайно большой вклад в исследование и распространение знаний о когда-то малоизвестной трагедии евреев на территории румынской оккупационной зоны, сделала известной в целом историю еврейского сопротивления нацизму на территории Винницкой области, а главное – вернула из небытия тысячи имен участников ужасающих событий.
На Летних студиях д-р Ф. Винокурова провела несколько выступлений и презентаций, имевших для присутствующих важное практическое значение, ведь речь шла о конкретных прикладных аспектах работы – потенциале и методике работы с архивными источниками по истории геноцидов, нацистского оккупационного режима в целом; важности диалога учителя и ученого с общественностью посредством посредничества СМИ и многих других элементов того, что формирует отрасль публичной истории. В рамках живого диалога особое впечатление на всех участников произвела демонстрация документального фильма «Мы позволяем вам умереть», посвященного лагерю Печора – одному из адских (но до сих пор малоизвестных) символов Холокоста в «Транснистрии». Автором идеи, режиссером фильма является талантливый израильский документалист Борис Мафцир. Именно он, в рамках показа на Летних студиях этого года, непосредственно презентовал фильм и подчеркнул актуальность темы для граждан Украины и Израиля в условиях полномасштабной агрессивной войны против этих стран.
Эхо трагедии является чрезвычайно острым. Об этом, а также об актуальности уроков Холокоста, Голодомора, депортации кырымлы и других геноцидов для понимания событий сегодняшнего дня шла речь во время лекции д-ра Игоря Щупака «Холокост и другие геноциды как уроки истории и история на уроках в школе». Как прошлое определяет наше настоящее? Почему важен актуальный взгляд на события прошлого и какое практическое значение имеет знание для современности? Это неполный перечень тезисов, вокруг которых шла дискуссия во время лекции. А еще диалог о новых программах, учебниках и границах (а точнее их отсутствии) в творчестве Учителя.
Летние студии Института «Ткума» – это не только лекции и презентации, но и возможность для участников своими глазами увидеть важные исторические памятники, посетить интересные культурные и научные институции. В этот раз каждый смог увидеть измерение культурного наследия евреев Подолья и Винницы во время практического занятия «Тайны Винницкой Иерусалимки: путешествие во времени», посещения Винницкого краеведческого музея, где сегодня каждый посетитель может ознакомиться с незаурядным культурным проектом многонациональной инициативы Ukrainian-Jewish Encounter (Канада-Украина) – «ПУТЕШЕСТВИЕ С УКРАИНСКО-ЕВРЕЙСКОЙ ВСТРЕЧЕЙ» ОТ ДРЕВНОСТИ ДО 1939 ГОДА». Эта международная художественная акция освещает тысячелетний опыт сожительства, сотрудничества и солидарности украинцев и евреев Украины.
Неотъемлемой частью Летних студий являются презентации опыта его участников. Не имея возможности подробно рассказать обо всех (поверьте, каждая из них заслуживает внимания), остановлюсь только на одной. Учитель истории Запорожского многопрофильного лицея № 99 Наталья Диордиева рассказала о судьбе одного из своих учеников – Александра Деменко, который в старших классах принимал участие в музейных уроках Института «Ткума». С начала полномасштабного вторжения россии в Украину Александр был в числе защитников Мариуполя; неоднократно был ранен, попал в плен, в котором провел долгие 22 месяца. Размышления о судьбе парня, опыте общения, в частности о травматических событиях войны и плена были предметом длительного и отчасти эмоционального общения участников. Однако, главным было то, что каждый осознавал важность миссии учителя и его работы по формированию образа и пути к нашему общему будущему в единой независимой Украине.
Каждые Летние студии заслуживают длинного пространного описания. Возможно, когда-нибудь так и произойдет. В завершение отмечу, что работа продолжается, и уже совсем скоро нас ждет финал МЕЖДУНАРОДНОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Конкурс, организуемый совместно с Министерством образования и науки Украины, ежегодно дает возможность одаренным ученикам, студентам и учителям реализовать творческий потенциал и приобщиться к сети единомышленников. Итак, до встречи!
д-р Егор Врадий, заместитель директора по научной работе Института «Ткума»
https://tkuma.dp.ua/ru/obrazovanie/proekty-dlya-uchetilej/3799-litni-studiji-dlya-vchiteliv-ukrajinskogo-institutu-vivchennya-golokostu-tkuma#sigProId31e8dbb716