18 октября в Киеве состоялся 6-й «круглый стол» по украинско-корейскому сотрудничеству в сфере издания учебников, организованный Посольством Республики Корея совместно с Министерством образования и науки Украины. К участию в мероприятии были приглашены заместитель директора Института "Ткума" д-р Егор Врадий и директор Института "Ткума" д-р Игорь Щупак.
С приветственными словами к участникам мероприятия обратился генеральный директор Директората школьного образования МОН Украины Игорь Хворостяный, который рассказал об образовательной реформе НУШ в Украине. Со специальной лекцией выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея Ким Хёнг То, который, в частности, изложил принципиальные положения гуманитарной политики Республики Корея.
Д-р Игорь Щупак выступил перед собравшимися с докладом «Между реками Днепр и Хан: параллели истории и настоящего». Ниже приводим некоторые тезисы спикера:
«Мы живем в условиях Третьей мировой войны, которая уже началась; ее главная составляющая – это полномасштабная война россии против Украины. Однако считаю, что неизбежно разжигание новых очагов войны против демократических стран, включая Украину, со стороны объединенных сил антидемократических, тоталитарных режимов России, Ирана, КНДР, при поддержке Китая. Считаю неизбежной не только войну Ирана против Израиля, Китая против Тайваня, но и военную агрессию КНДР против Республики Корея. Вопрос не в том, будет ли полномасштабная война в Азии или нет, а только когда.
В этих условиях демократические страны должны объединяться, в частности, речь идет об Украине и Южной Корее. Украину и Республику Корея отделяет огромное расстояние, а также значительные отличия в государственном строительстве, общественной жизни и т.д. Между историей двух стран можно найти интересные параллели, влияющие на сегодняшнее развитие государств.
Мне кажется, что наиболее важны для Украины такие вопросы истории Кореи:
1) обеспечение быстрого экономического роста, «чуда на реке Хан» в условиях сложной международной ситуации и военной угрозы со стороны КНДР;
2) опыт демократизации Южной Кореи;
3) противостояние Южной Кореи пропаганде тоталитарных идей северокорейского режима и изучение возможностей гуманизации, демократизации северокорейского общества в возможном будущем, когда возникнут условия для объединения Кореи;
4) проблемы «преодоления прошлого» (по выражению проф. Ярослава Грицака) в формировании внешней политики современной Южной Кореи, особенно в отношениях с Японией, Китаем, а также с США и другими странами (об этом должен быть отдельный разговор).
В течение многих лет в украинской системе исторического образования упоминались лишь отдельные факты из истории Кореи, в частности:
- борьба Кореи против колониального владычества Японии в первой половине ХХ в.;
- капитуляция Японии во Второй мировой войне и раздел Кореи;
– Корейская война 1950-1953 гг.
А 2 года назад, в 2022 г., Рабочая группа Министерства образования и науки Украины под руководством Раисы Евтушенко и д-ра Людмилы Гриневич разработала новую учебную программу по истории для учреждений общего среднего образования. В содержание этой Программы мы включили новые для украинского исторического образования вопросы по истории Кореи: «Южная Корея: опыт демократизации и "экономическое чудо"».
Согласно действующей Программе, авторы учебников курса «Всемирная история» впервые в украинском учебнике включают упомянутые темы к содержанию учебного материала. Так, отдельный раздел «Южная Корея: опыт демократизации и экономическое чудо» я включил в учебник: Щупак И. «Всемирная история» (уровень стандарта) для учащихся 11-го класса общеобразовательных учреждений, который стал победителем Всеукраинского конкурса отбора учебников и был издан осенью 2024 г. киевским издательством «Орион».
Мы с УОВЦ «Орион» готовим к изданию учебник для профильного уровня, где истории Кореи в ХХ-ХХІ ст. посвящен отдельный параграф (раздел). Очевидно, что в дальнейшем изучении истории Кореи в Украине и истории Украины в Корее есть большие перспективы».
https://tkuma.dp.ua/ru/2015-02-17-11-50-32/novosti/3821-kruglij-stil-z-ukrajinsko-korejskoji-spivpratsi-u-sferi-vidannya-pidruchnikiv#sigProId4a17b90175