Опыт истории показывает, что нельзя оставлять соседей в беде - потому что тогда их проблемы становятся общими проблемами. Мы еще раз подчеркиваем важность интенсивного диалога Германии с Украиной и другими восточными соседями относительно общего прошлого.
22 июня 1941 г. нацистская Германия напала на Советский Союз. Началась новая, самая кровавая страница Второй мировой войны. С того момента судьба мира зависела прежде всего от того, что происходило на Восточном фронте. Советский Союз смог победить ценой огромных усилий и человеческих потерь всех народов, которые его заселяли.
Однако на Западе эту победу считали и до сих пор считают "русской". Американский журналист Эдвард Сноу после посещения Украины в 1945 г. писал:
"То, что кое-кто пытается изобразить как "русскую славу", было прежде всего украинской войной. Ни одна европейская страна не пострадала больше глубоких ран, нанесенных своим городам, своей промышленности, сельскому хозяйству, человеческой силе".
Украина оказалась в центре масштабных военных операций дважды, во время наступления и отступления немецких войск, и, в отличие от России, были полностью оккупирована и стала объектом смертоносной нацистской политики.
Больше всего пострадали местные евреи. Однако нет ни одной такой местной этнической или социальной группы, которая бы не понесла большие потери. Прежде всего это касается ромов, пленных красноармейцев и психически больных людей, белорусских и украинских остарбайтеров, депортированных крымских татар, польской культурной элиты. Этих жертв фактически убивали дважды: первый раз физически, во время войны, второй раз - после войны, стиранием памяти о них коммунистическим режимом.
Во многом, Вторая мировая война на Востоке Европы еще не закончилась. Трагический опыт войны служит здесь материалом не для межнационального примирения, а межнациональных конфликтов. Ответственность за это положение прежде всего несут местные правительства. В первую очередь это касается российского правительства, которое применяет историческую политику как инструмент для вмешательства во внутренние дела своих соседей, в частности, для оправдания военной агрессии против Украины.
Но и в Германии войну на Востоке нередко считают "Войной против России". Тем самым замалчиваются жертвы других народов. Невольно, это помогает Кремлю удерживать монополию на историю этого региона.
Мы, члены Немецко-Украинской Комиссии Историков, призываем немецкое правительство к меморализации жертв среди украинцев и всех народов Восточной Европы, пострадавших от немецко-советской войны.
Опыт истории показывает, что нельзя оставлять соседей в беде - потому что тогда их проблемы становятся общими проблемами. Мы еще раз подчеркиваем важность интенсивного диалога Германии с Украиной и другими восточными соседями относительно общего прошлого. Со своей стороны мы как профессиональные историки через национальные и международные научные организации, к которым принадлежим, при участии и с помощью своих коллег, докторантов и студентов, обязуемся принимать активное участие в этом диалоге.