В конце сентября Украина вспоминает одну из самых страшных трагедий собственной истории ХХ ст. – начало расстрелов в Бабьем Яру 29-30 сентября 1941 г. Первыми жертвами нацистского террора стали киевские евреи. Именно тотальное уничтожение евреев было главной целью спланированного и масштабного геноцида, который власть нацистской Германии целенаправленно готовила и реализовывала с самого начала немецко-советской войны. Бабий Яр является одним из самых известных за пределами Украины символов Холокоста. Одновременно это место является частью памяти об уничтожении и других групп «врагов Нового порядка»: душевнобольных, советских военнопленных, ромов, священнослужителей.
Впервые за время нацистского режима в Украине в одном месте только в течение двух дней было убито такое количество людей – почти 34 тысячи человек. В последующие два года оккупации Бабий Яр превратился в место смерти почти для 100 тысяч человек.
В рамках мероприятий, посвященных памяти жертв нацистского террора, Украинский институт изучения Холокоста «Ткума» совместно с Музеем геноцида «Территория памяти» (г. Одесса) 26 сентября провел однодневный семинар для более 70 учителей истории и преподавателей внешкольного образования.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился директор Музея геноцида «Территория памяти» д-р Павел Козленко и директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума» д-р Игорь Щупак.
Во время выступления д-р И. Щупак презентовал участникам обновленную Программу курса по выбору «История Холокоста» для учащихся 10-11 класса, рекомендованную для использования в учебном процессе Министерством образования и науки Украины, а также рассказал, как история Холокоста и других геноцидов ХХ ст. имплементирована в курсы истории и всемирной истории для учащихся средних школ.
Во время занятия заместителя директора Института «Ткума» д-ра Егора Врадия участники семинара не только узнали малоизвестные аспекты трагедии, которая развернулась в окрестностях Киева в сентябре 1941 г., но и говорили об особенностях искажения памяти о Холокосте в СССР. Как официальное обезличивание геноцида и превращение его в «трагедию мирных советских граждан» конкурировало с живой памятью близких и родственников евреев-жертв Холокоста? Как литература, музыка и живопись и, собственно, сами художники, несмотря на бешеное давление и цензурные ограничения со стороны властей, находили выход для транслирования неискаженной памяти о Бабьем Яре от поколения к поколению? Почему память о Бабьем Яре и в целом Холокосте в Украине, осмысление феномена геноцида евреев, а также других геноцидов, которые являются неотъемлемой частью истории Украины ХХ ст., актуальны и важны сегодня.
Также во время совместной дискуссии речь шла о поиске наиболее эффективных методов преподавания истории Холокоста в средних школах. Одним из них является стимуляция и развитие творческой активности учащихся, в частности, в виде индивидуальных и групповых исследовательских проектов, художественного постижения трагедии Холокоста и т.д.
http://tkuma.dp.ua/ru/obrazovanie/proekty-dlya-uchetilej/3805-seminar-dlya-vchiteliv-istoriji-odesi-prisvyachenij-dnyu-pam-yati-zhertv-babinogo-yaru#sigProId95e7f8c47a