УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ВСЕУКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ИНСТИТУТА "ТКУМА" ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕМЕЦКО-УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

«МАРАФОНЫ ПАМЯТИ» ПО ИСТОРИИ ХОЛКОСТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРИЛИГИОЗНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЕМИНАР «КОВЧЕГ» 

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЯД ВАШЕМ (ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ)

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ ИНТСТИТУТА «ТКУМА» СВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Ко Дню памяти и примирения и 75-й годовщине победы над нацизмом во Второй мировой войне - Украинский институт изучения Холокоста «Ткума» организовал проведение исторического вебинара «Память о войне и война памятей» - уникального по составу участников и спикеров проекта. В условиях новой «карантинной» реальности такая форма работы, как вебинары, онлайн-лекции или дискуссии стала едва ли не единственным способом встречи с ведущими историками, музеологами, учеными - пусть даже дистанционной.

На этот раз нам удалось собрать вместе, в одном эфире ведущих украинских ученых, исследователей истории Второй мировой войны:

-кандидата исторических, доктора политических наук, директора Института исследования территории и ландшафта памяти Бабьего Яра, ведущего научного сотрудника Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины, член Академического совета UJE (Канада - США), член Украино-Немецкой исторической комиссии (г. Киев) Владислава Гриневича;

-доктора исторических наук, профессора Украинского Католического Университета, Почетного профессора НаУКМА, директора Института исторических исследований Львовского национального университета им. И. Франко, сопредседателя Украино-Немецкой исторической комиссии, Главного редактора научного ежегодника «Украина модерна» (г. Львов) Ярослава Грицака;

-кандидата философских наук, руководителя Украинского института национальной памяти (г. Киев) Антона Дробовича;

-доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины, руководителя Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины, член Украино-Немецкой исторической комиссии (г. Киев) Юрия Шаповала.

Модерировал вебинар д-р Игорь Щупак.

Вместе с уважаемыми спикерами и зрителями нашего эфира - учителями истории и методистами, преподавателями вузов и в целом теми, кто просто интересуется историей - мы искали ответы на наиболее актуальные и противоречивые вопросы Второй мировой войны:

- Какие существуют модели исторической памяти, в частности о Второй мировой войне, и какая модель является приемлемой для Украины?

- Кто и как должен формировать политику памяти о Второй мировой войне, Холокосте, Бабьем Яре?

- Почему вокруг Второй мировой войны бурлит «война памятей»?

- Как относиться к понятию «Великая Отечественная война»?

- Каким образом память о войне превращается в «квази-религию»?

- Имел ли место «массовый героизм» во время Второй мировой войны?

- Как украинское государство и общество должны чтить ветеранов Второй мировой войны?

- Отмечаем - или празднуем? 8 мая - или 9-е?

и другие.

Тема вебинара вызвала большой интерес зрителей - прямой эфир параллельно транслировал Украинский союз блоггеров, только в течение часа трансляции суммарное количество превысило 3000 просмотров. Настоящие дискуссии развернулись и в чате трансляции. Много интересных вопросов звучало от учителей: каким образом вопрос Второй мировой войны трактует Япония? Возможна ли человечность в бесчеловечное время? Что сделано на сегодняшний день в Украине для формирования модели исторической памяти? Могут ли быть Героями украинцы, которые не боролись за Независимую Украину в годы войны? Какова роль школы, а какова - семьи - в формировании памяти о войне у современных школьников? Отдельное внимание было уделено обсуждению вопроса о роли кино как способа трансляции памяти о Второй мировой войне.

Разумеется, за полтора часа прямого эфира ответить на все вопросы - а их действительно было много - физически невозможно. Поэтому мы договорились о нижеследующем:

-наиболее интересные вопросы учителей из двух наших вебинаров, посвященных Второй мировой войне - мы сформируем в блоки и будем отправлять их нашим спикерам-историкам и другим специалистам, которые смогут предоставить обстоятельные ответы;

-по мотивам вопросов учителей мы организуем отдельный вебинар, где каждый сможет услышать ответ на свой вопрос, который волнует его больше всего. Подробнее об этом - чуть позже.

-один из вопросов, который особенно интересовал учителей - что делать и кто должен реагировать, если в педагогическом коллективе есть человек с откровенными просоветскими взглядами, который транслирует идеи «Великой Отечественной войны» или «русского мира» своим ученикам? Этот вопрос мы будем поднимать в рамках нашего вебинара 26 мая, который будет посвящен языку ненависти, фейкам и справедливости на уроках. Приглашаем всех к трансляции!

Безусловно, каждый из лекторов заслуживает проведения серии вебинаров с ним - и мы обязательно это организуем в будущем.

Напоследок хотелось бы вспомнить слова проф. Ярослава Грицака, прозвучавшие во время нашего вебинара: «Память - это самый сильный реактив, который производит химия нашего мозга. В определенных концентрациях эта химия может быть лекарством, в других ситуациях может быть ядом. И вопрос границы - это то, что мы должны учитывать».