УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ВСЕУКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ИНСТИТУТА "ТКУМА" ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕМЕЦКО-УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

«МАРАФОНЫ ПАМЯТИ» ПО ИСТОРИИ ХОЛКОСТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ «УРОКИ ВОЙНЫ И ХОЛОКОСТА – УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРИЛИГИОЗНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЕМИНАР «КОВЧЕГ» 

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЯД ВАШЕМ (ИЕРУСАЛИМ, ИЗРАИЛЬ)

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ХОЛОКОСТА «ТКУМА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ ИНТСТИТУТА «ТКУМА» СВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

30 сентября - 2 октября в Киеве проходила Международная конференция "Противоречивые воспоминания о сложном прошлом. Восточная Европа через призму исторических событий ХХ века" организована Федеральным агентством по гражданскому образованию Германии. Участниками конференции стали ведущие исследователи истории Холокоста и Второй мировой войны из разных стран мира. Принять участие в мероприятии был приглашен директор Института «Ткума» и Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине" д-р Игорь Щупак.

Во время выступления на секции "Актуальность Холокоста" д-р Игорь Щупак подчеркнул, что Холокост должен рассматриваться в контексте мировой (европейской), национальной (украинской) и еврейской истории. Это не отрицает понимание Холокоста как беспрецедентного явления (проф. Иегуда Бауэр предлагает использование именно этой характеристики вместо «уникальное явление», как он писал ранее). В то же время Холокост является универсальным явлением, которое трактуется, в частности, как «идеальный» (по словам проф. Ярослава Грицака) пример геноцида, наряду с другими геноцидами - от армянского 1915 г. до полпотовского 1975-1979 гг. Историк также отметил, что Холокост в Украине должен рассматриваться также в контексте еврейской и украинской истории, которая испытала несколько геноцидов в течение ХХ века - Голодомор, Холокост, депортация крымских татар. "Наша концепция создания музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» в Днепре заключалась в том, чтобы не показывать только Холокост; в таком случае, для абсолютного большинства посетителей образ евреев и их истории и культуры будет сведен только к смерти, небытию. Поэтому мы имеем три блока в музее:

1. Мир, уничтоженный Холокостом.
2. Холокост
3. Еврейская жизнь после Холокоста.

-В Истории каждого народа есть «неудобные» страницы, и в истории украинского и евреев - тоже. Наша задача - не обходить эти страницы, а открывать их и обсуждать исторические предпосылки, сущность, уроки. Поэтому в Музее Холокоста в Днепре мы говорим о еврейских погромах времен Богдана Хмельницкого - и о мирном сосуществовании украинцев и евреев; о еврейских погромах времен революции 1917-1920-х гг. и взглядах и политике Симона Петлюры; о событиях советской модернизации. Говорим о роли евреев (вместе с украинцами, русскими, поляками и т.д.) в продотрядах, в организации Голодомора, - и о евреях - жертвах Голодомора (хотя абсолютное большинство умерших были этническими украинцами). Говорим о роли евреев в репрессивных советских органах, в организации репрессий (наряду с русскими, грузинами, латышами, украинцами и т.п.) - и о евреях - жертвах репрессий. Одним из ярких примеров является история репрессированного главного раввина Екатеринослава - Днепропетровска Леви Ицхака Шнеерсона (отца Любавического Ребе), следствие против которого вел чекист еврейского происхождения. Отдельный вопрос - о национальном сознании «советских евреев», которые отреклись от своего народа и действовали против его интересов.

- Рассматривая непосредственно Холокост, - а этому посвящено наибольшую часть в нашем музее - мы исходим из подхода, предложенного проф. Михаилом Гефтером: изучать уничтожение; сопротивление; спасение. Всем этим аспектам уделено много внимания.

- Рассматривая взаимоотношения между украинцами и евреями в период Холокоста, мы говорим о большинстве населения - равнодушного к беде своих еврейских соседей (а подобная ситуация характерна для всех стран); говорим о коллаборационистах и о спасителях - Праведниках народов мира".