27 сентября в Министерстве образования и науки Украины состоялся Всеукраинский семинар для учителей истории "Преподавание истории Второй мировой войны и Холокоста: современные вызовы и возможности», организованный Украинским институтом изучения Холокоста «Ткума» совместно с МОН.

В центре внимания участников семинара находились новые программы по истории, в том числе вопросы преподавания истории Второй мировой войны. Особый вес семинару придало участие в нем заместителя Министра МОН Украины Павла Хобзея, главного специалиста МОН Раисы Евтушенко, проф. Татьяны Ладыченко, проф. Виктора Брехуненко и учителей со всех регионов Украины - от Галичины до Донбасса, Луганщины и Крыма.

Павел Хобзей, в частности, отметил важность современной реформы образования и отметил особую роль исторического образования, которое формирует нацию. Его участие в семинаре - очередное свидетельство открытости МОН, попытки услышать мнения учителей.

На семинаре звучали аргументы относительно того, в каком классе преподавать историю Второй мировой войны. Директор Института «Ткума» и Музея Холокоста д-р Игорь Щупак подчеркнул, что, с одной стороны, стоит изучать тему Второй мировой войны в 10-м классе, потому что:

«1) часть вопросов из программы для 10-го класса перенесена в 9-го класс, поэтому - освободилось дополнительное время;

2) по мнению учителей (в частности - участников семинара), разрыв в преподавании предпосылок Второй мировой войны (в 10 классе) и ее начала и основных событий (в 11-м) создает трудности, необходимость повторения забытого учениками материала;

3) если тема Второй мировой войны будет преподаваться в 11-м классе, на историю Украины остается еще меньше времени, что выпадает на апрель-май, когда 11-классники готовятся к ВНО, поэтому сверхважные вопросы истории Украины 1991-2017 гг. остаются в стороне;

4) в соответствии с современной методологией, в частности - концепцией "Тридцатилетней войны" (см. Тексты Т.Снайдера, Я.Грицака и др.), логично все события 1914-1945 гг. рассматривать в одном курсе (то есть в 10-го классе);

5) главное: история уплотняется; Наполеоновским войнам в преподавании истории в середине ХХ века уделялось меньше внимания, чем в XIX в .; сегодня все меньше времени остается на изучение Второй мировой, чем еще 20-30 лет назад, - потому что происходят новые события, важные и судьбоносные. Если же Вторую мировую преподавать в 11-м классе - останется меньше времени на историю Украины с 1991-го по сей день. Если не сейчас, то через пару лет все равно Вторая мировая перейдет в 10-й класс, потому что накапливаются события новейшей истории.

На семинаре высказались все учителя, и все (кроме одного) согласились с аргументами в пользу преподавания ДСВ в 10-м классе - потому что имели аргументы и обсуждали их! - отметил д-р Щупак. - А как оно будет - увидим. Очень важно и то, что П.Хобзей и Р.Евтушенко прилагают сейчас усилия на возвращение в учебном плане "потерянных" часов в историю».