30 сентября - 2 октября в Киеве проходила Международная конференция "Противоречивые воспоминания о сложном прошлом. Восточная Европа через призму исторических событий ХХ века" организована Федеральным агентством по гражданскому образованию Германии. Участниками конференции стали ведущие исследователи истории Холокоста и Второй мировой войны из разных стран мира. Принять участие в мероприятии был приглашен директор Института «Ткума» и Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине" д-р Игорь Щупак.

Во время выступления на секции "Актуальность Холокоста" д-р Игорь Щупак подчеркнул, что Холокост должен рассматриваться в контексте мировой (европейской), национальной (украинской) и еврейской истории. Это не отрицает понимание Холокоста как беспрецедентного явления (проф. Иегуда Бауэр предлагает использование именно этой характеристики вместо «уникальное явление», как он писал ранее). В то же время Холокост является универсальным явлением, которое трактуется, в частности, как «идеальный» (по словам проф. Ярослава Грицака) пример геноцида, наряду с другими геноцидами - от армянского 1915 г. до полпотовского 1975-1979 гг. Историк также отметил, что Холокост в Украине должен рассматриваться также в контексте еврейской и украинской истории, которая испытала несколько геноцидов в течение ХХ века - Голодомор, Холокост, депортация крымских татар. "Наша концепция создания музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» в Днепре заключалась в том, чтобы не показывать только Холокост; в таком случае, для абсолютного большинства посетителей образ евреев и их истории и культуры будет сведен только к смерти, небытию. Поэтому мы имеем три блока в музее:

1. Мир, уничтоженный Холокостом.
2. Холокост
3. Еврейская жизнь после Холокоста.

-В Истории каждого народа есть «неудобные» страницы, и в истории украинского и евреев - тоже. Наша задача - не обходить эти страницы, а открывать их и обсуждать исторические предпосылки, сущность, уроки. Поэтому в Музее Холокоста в Днепре мы говорим о еврейских погромах времен Богдана Хмельницкого - и о мирном сосуществовании украинцев и евреев; о еврейских погромах времен революции 1917-1920-х гг. и взглядах и политике Симона Петлюры; о событиях советской модернизации. Говорим о роли евреев (вместе с украинцами, русскими, поляками и т.д.) в продотрядах, в организации Голодомора, - и о евреях - жертвах Голодомора (хотя абсолютное большинство умерших были этническими украинцами). Говорим о роли евреев в репрессивных советских органах, в организации репрессий (наряду с русскими, грузинами, латышами, украинцами и т.п.) - и о евреях - жертвах репрессий. Одним из ярких примеров является история репрессированного главного раввина Екатеринослава - Днепропетровска Леви Ицхака Шнеерсона (отца Любавического Ребе), следствие против которого вел чекист еврейского происхождения. Отдельный вопрос - о национальном сознании «советских евреев», которые отреклись от своего народа и действовали против его интересов.

- Рассматривая непосредственно Холокост, - а этому посвящено наибольшую часть в нашем музее - мы исходим из подхода, предложенного проф. Михаилом Гефтером: изучать уничтожение; сопротивление; спасение. Всем этим аспектам уделено много внимания.

- Рассматривая взаимоотношения между украинцами и евреями в период Холокоста, мы говорим о большинстве населения - равнодушного к беде своих еврейских соседей (а подобная ситуация характерна для всех стран); говорим о коллаборационистах и о спасителях - Праведниках народов мира".