25 октября 2023 г. в Киеве состоялось заседание Четвертого круглого стола, посвященного украинско-корейскому сотрудничеству в сфере издания учебников. Мероприятие было организовано в результате сотрудничества Посольства Республики Корея в Украине, Корейского образовательного центра в Киеве, Министерства образования и науки Украины, а также Института модернизации образования. Участие в нем приняли представители Министерства образования и науки Украины, члены авторских групп по подготовке школьных учебных программ по изучению истории, авторы учебников и учебных пособий, учителя и методисты.

Во время открытия мероприятия с приветственным словом обратился генеральный директор Директората школьного образования Министерства образования и науки Украины Игорь Хворостяный, а также главный специалист отдела содержания образования, языковой политики и образования национальных меньшинств Раиса Евтушенко. Представители Министерства образования и науки Украины подчеркнули важность международного сотрудничества в области создания украинских школьных учебников, в частности, по истории. Именно историческая компонента занимает ведущее место в гуманитарной области, а драматический ход событий современности то и дело заставляет обращаться к урокам прошлого. Опыт Республики Корея, пережившей страшную войну, а впоследствии успешно прошедшей период послевоенного восстановления, чрезвычайно важен для украинского общества, которое защищает собственное право на Свободу и Независимость и стремится к максимально быстрому развитию.

Одним из ключевых событий мероприятия стала специальная лекция Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Корея в Украине г-на Ким Хёнг Тэ. Прежде господин Посол от имени правительства Республики Корея и корейского народа выразил солидарность украинскому народу в его борьбе за собственную государственность и независимость, которые были поставлены под угрозу в результате вооруженной агрессии российской федерации.

В своей лекции господин Посол очертил основные этапы развития Республики Корея после завершения Корейской войны, а также выделил ряд ведущих, с его точки зрения, факторов, способствовавших стремительному и положительно устойчивому развитию Кореи. Они могут быть актуальными и для Украины сегодня. Во время короткой дискуссии после лекции заместитель директора Украинского института изучения Холокоста «Ткума» д-р Егор Врадий поинтересовался мнением господина Посла о стратегии, реализуемой Республикой Корея, по делу интеграции соотечественников, которым удалось выехать с территории КНДР и какую роль в этом процессе играет система формального и неформального образования; учебники и учебные пособия. Также участников Круглого стола заинтересовали подходы, применяемые корейскими коллегами-просветителями в ходе дискуссии о сенситивных вопросах прошлого, колониальном опыте и способах его преодоления.

Старший научный сотрудник Института педагогики Национальной академии педагогических наук д-р Юлия Малиенко представила участникам Круглого стола основные концептуальные изменения в преподавании всемирной истории и истории Украины в современных учебных программах. Примечательно, что в качестве удачных примеров реализации, в частности, в части преподавания истории Корейской войны, был предложен учебник для учащихся 11 класса, а также учебные материалы, изданные Украинским образовательным издательским центром «Орион» авторства директора Украинского института изучения Холокоста «Ткума» д- ра Игоря Щупака.

Кстати, стоит подчеркнуть, что именно книги этого ведущего издательского центра, в частности «Читанка», для учеников начальной школы были представлены господину Послу Ким Хёнг То как пример современной образовательной литературы, популяризирующей культурное наследие стран мира, в том числе Республики Корея.

Профессор Львовского областного института последипломного педагогического образования Константин Баханов представил программу курса по выбору «Республика Корея: история чуда на реке Хан» для учеников 10-11 класса, которая была разработана в течение 2022-2023 гг. Она позволяет учителю и ученику не только подробнее исторического развития Республики Корея в ХХ – начале ХХІ ст., актуальность опыта переживания войны, преодоления ее последствий, стратегии экономического и общественного развития, но и увидеть пункты пересечения истории Украины и Кореи в разные исторические периоды и попытаться творчески использовать опыт азиатской страны в развитии нашей страны.

Фактически упомянутая программа, а также ряд украинских учебников являются примерами современных образовательных инструментов, позволяющих учителю максимально эффективно и креативно учить думать о прошлом, осознавать его уроки для построения успешного будущего.