Ко Дню памяти и примирения и 75-й годовщине победы над нацизмом во Второй мировой войне - Украинский институт изучения Холокоста «Ткума» организовал проведение исторического вебинара «Память о войне и война памятей» - уникального по составу участников и спикеров проекта. В условиях новой «карантинной» реальности такая форма работы, как вебинары, онлайн-лекции или дискуссии стала едва ли не единственным способом встречи с ведущими историками, музеологами, учеными - пусть даже дистанционной.

На этот раз нам удалось собрать вместе, в одном эфире ведущих украинских ученых, исследователей истории Второй мировой войны:

-кандидата исторических, доктора политических наук, директора Института исследования территории и ландшафта памяти Бабьего Яра, ведущего научного сотрудника Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины, член Академического совета UJE (Канада - США), член Украино-Немецкой исторической комиссии (г. Киев) Владислава Гриневича;

-доктора исторических наук, профессора Украинского Католического Университета, Почетного профессора НаУКМА, директора Института исторических исследований Львовского национального университета им. И. Франко, сопредседателя Украино-Немецкой исторической комиссии, Главного редактора научного ежегодника «Украина модерна» (г. Львов) Ярослава Грицака;

-кандидата философских наук, руководителя Украинского института национальной памяти (г. Киев) Антона Дробовича;

-доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины, руководителя Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины, член Украино-Немецкой исторической комиссии (г. Киев) Юрия Шаповала.

Модерировал вебинар д-р Игорь Щупак.

Вместе с уважаемыми спикерами и зрителями нашего эфира - учителями истории и методистами, преподавателями вузов и в целом теми, кто просто интересуется историей - мы искали ответы на наиболее актуальные и противоречивые вопросы Второй мировой войны:

- Какие существуют модели исторической памяти, в частности о Второй мировой войне, и какая модель является приемлемой для Украины?

- Кто и как должен формировать политику памяти о Второй мировой войне, Холокосте, Бабьем Яре?

- Почему вокруг Второй мировой войны бурлит «война памятей»?

- Как относиться к понятию «Великая Отечественная война»?

- Каким образом память о войне превращается в «квази-религию»?

- Имел ли место «массовый героизм» во время Второй мировой войны?

- Как украинское государство и общество должны чтить ветеранов Второй мировой войны?

- Отмечаем - или празднуем? 8 мая - или 9-е?

и другие.

Тема вебинара вызвала большой интерес зрителей - прямой эфир параллельно транслировал Украинский союз блоггеров, только в течение часа трансляции суммарное количество превысило 3000 просмотров. Настоящие дискуссии развернулись и в чате трансляции. Много интересных вопросов звучало от учителей: каким образом вопрос Второй мировой войны трактует Япония? Возможна ли человечность в бесчеловечное время? Что сделано на сегодняшний день в Украине для формирования модели исторической памяти? Могут ли быть Героями украинцы, которые не боролись за Независимую Украину в годы войны? Какова роль школы, а какова - семьи - в формировании памяти о войне у современных школьников? Отдельное внимание было уделено обсуждению вопроса о роли кино как способа трансляции памяти о Второй мировой войне.

Разумеется, за полтора часа прямого эфира ответить на все вопросы - а их действительно было много - физически невозможно. Поэтому мы договорились о нижеследующем:

-наиболее интересные вопросы учителей из двух наших вебинаров, посвященных Второй мировой войне - мы сформируем в блоки и будем отправлять их нашим спикерам-историкам и другим специалистам, которые смогут предоставить обстоятельные ответы;

-по мотивам вопросов учителей мы организуем отдельный вебинар, где каждый сможет услышать ответ на свой вопрос, который волнует его больше всего. Подробнее об этом - чуть позже.

-один из вопросов, который особенно интересовал учителей - что делать и кто должен реагировать, если в педагогическом коллективе есть человек с откровенными просоветскими взглядами, который транслирует идеи «Великой Отечественной войны» или «русского мира» своим ученикам? Этот вопрос мы будем поднимать в рамках нашего вебинара 26 мая, который будет посвящен языку ненависти, фейкам и справедливости на уроках. Приглашаем всех к трансляции!

Безусловно, каждый из лекторов заслуживает проведения серии вебинаров с ним - и мы обязательно это организуем в будущем.

Напоследок хотелось бы вспомнить слова проф. Ярослава Грицака, прозвучавшие во время нашего вебинара: «Память - это самый сильный реактив, который производит химия нашего мозга. В определенных концентрациях эта химия может быть лекарством, в других ситуациях может быть ядом. И вопрос границы - это то, что мы должны учитывать».