В течение 17-24 февраля в Иерусалиме (Государство Израиль) проходил семинар для украинских педагогов, организованный Институтом «Ткума» и Яд Вашем. Участниками проекта стали учителя и преподаватели истории, музейные работники из разных уголков Украины.

В течение недели они слушали лекции ведущих специалистов Яд Вашем д-ра Фреда Драчинского, д-ра Анны Новиков, вместе с Ноа Сигал и Ольгой Дюк знакомились с инновационными методами работы с учащимися. Украинские педагоги также имели возможность обменяться опытом преподавания истории Второй мировой войны и Холокоста в школах и высших учебных заведениях Украины.

Незабываемое впечатление на участников семинара произвела встреча с Якобом Векслером: совсем маленьким ребенком он пережил Холокост, был спасен и воспитан польской семьей в католическом духе, и только на склоне дней узнал о своих еврейских корнях.

Программа семинара не ограничивалось только аудиторной работой и изучением экспозиций музея. Ежедневно была предусмотрена разнообразная экскурсионная программа: в музей Израиля, к Стене плача икрепости Моссада, Мертвому морю и паломническим святыням.

Предлагаем Вашему вниманию несколько отзывов участников:

Елена Бурлака (Черкасская обл.)

«Вот и завершилось обучение в Яд Вашем. Было интересно и очень поучительно. Каждый участник нашей делегации смог взять для себя ценный опыт, идеи, убедиться в правильности выбранного подхода к пониманию проблемы. Больше всего меня поразила человекоцентрическая, гуманистическая концепция исследования и освещения Шоа (Катастрофы еврейского народа): ни нотки ненависти - только призыв быть толерантными и уметь быть благодарными, понимание того, что подвиг возможен не только с оружием в руках, в любом случае оставаясь достойным человеком, любя и уважая свою Родину».

Александр Шаньгин (Днепр)

«Потрясающе, невероятно ... Каждое упражнение дня - это особая, отдельная страница достижения каждого и каждой для всех участников с обеих сторон. Мы разные - в том и ценность мира, и никто не вправе присваивать Жизнь Человека. Как достичь формирования навыка в понятиях любить и ценить? Где начинается граница ситуативного страха и появляется синдром Катастрофы? Что первично - сохранение жизни любой ценой или готовность к самопожертвованию ради блага другого человека? Как не закрепить формулу: «ложь во благо» и как не начать проживать чужую жизнь? А еще, как остановиться на дискуссии, если вдруг она отклоняется от темы общения в учебной аудитории?

Историческая экспозиция музея Яд Вашем - потрясающий крик молчания имени. Лучший «выход» из состояния погружения в сознание - обзорная экскурсия по Иерусалиму. Рассказ господина Ромуальда Якова Векслер - Вашкинель - ретроспектива, жизнь и перспектива свидетеля. Потрясающе! Вызов интеллекта слушателей и реалия жизни. История носителя Имени в голограмме Катастрофы. Искренняя благодарность всем организаторам за возможность стать участникам семинара в Яд Вашем».