Уважаемые коллеги! Украинский институт изучения Холокоста «Ткума», Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» совместно с партнерами - Курултаем крымскотатарского народа, Украинским институтом национальной памяти, Украинским образовательным издательским центром «Орион» - провели исторический вебинар «Депортация крымских татар и этнических сообществ Крыма: советское преступление, которое имеет продолжение», приуроченный ко Дню памяти жертв геноцида крымскотатарского народа.

Мы продолжаем получать ответы и комментарии уважаемых спикеров на вопросы наших зрителей и имеем честь разместить их на страницах Института «Ткума» и Музея, Youtube каналах и на соответствующих страницах в Фейсбуке.

Спасибо за внимание к нашим мероприятиям! Берегите себя!

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКИЕ ИМЕННО СОБЫТИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ НАЧАЛОМ РЕПРЕССИВНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ КРЫМСКИХ ТАТАР? ЧТО СТАЛО ТОЧКОЙ ОТСЧЕТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СУДЬБОНОСНОГО РЕШЕНИЯ?

Игорь Кочергин,

доктор исторических наук,

начальник Южно-восточного межрегионального отдела

Управления обеспечения политики национальной памяти УИНП,

глава Правления Днепропетровской областной организации

Национального соза краеведов Украині

Точкой отсчета масштабных репрессивных мер в отношении Кырымлы можно считать появление докладной записки заместителя наркома госбезопасности СССР Богдана Кобулова и заместителя наркома внутренних дел СССР Ивана Серова на имя председателя НКВД Лаврентия Берии от 22 апреля 1944 г. о мнимом массовом дезертирстве 20000 татар из рядов 51 -й армии во время наступления нацистов. 10 мая 1944 г. Л. Берия лично докладывал Сталину о «дезертирстве татар и нежелательности их проживания в пограничной зоне; предлагалось депортировать крымских татар в Узбекскую ССР. Подробнее о развенчании мифов о крымскотатарском народе говорится в статье исследователя, журналиста С. Громенко по ссылке.

11 мая 1944 г. было принято совершенно секретное Постановление Государственного комитета обороны № 5859сс «О крымских татарах». В нем приводились предыдущие претензии к крымскотатарскому населению - вроде массового предательства и массового коллаборационизма, - которые стали обоснованием для последующей депортации. А уже утром 18 мая 1944 г. началась депортация крымскотатарского народа, которая продолжалась до 20 мая и в которую были вовлечены 32000 сотрудников НКВД. В итоге, за 3 дня из Крыма были изгнаны 191 044 человек, что имело катастрофические последствия: в местах ссылки от голода, болезней и истощения погибли более 30 тыс. крымских татар. Депортация крымских татар стала одним из самых ярких примеров преступлений советского тоталитарного режима времен Второй мировой войны, которая, к сожалению, имела продолжение в 2014 г.

Сергей Громенко,

кандидат исторических наук,

обозреватель «Крым.Реалии/«Радио Свобода». Киев)

По моему мнению, началом репрессий против крымских татар можно считать 1928 г., а именно - дело председателя Крымской АССР Вели Ибраимова. Известно, что именно после его расстрела репрессивный маховик закрутился по полной. Так, вскоре был инициирован процесс членов партии «Милли-Фирка» как «контрреволюционной организации». Более подробно с этим делом можно ознакомиться по ссылке. Продолжением репрессивных мер, безусловно, был классический террор против крымскотатарской интеллигенции 1937 г., среди которых имена известных ученых, писателей, педагогов, общественных деятелей, журналистов и т.д. (детальнее в статье).

Признанным специалистом по теме депортации Кырымлы является госпожа Гульнара Бекирова, чьи глубокие исследования имеют особое значение. Думаю, что несколько из ее многочисленных репрезентативных публикаций, в том числе по террору крымских татар в 1937-1938 гг., пригодятся при подготовке педагогов к занятиям, лекциям и тому подобное. Подаю ссылки на еще одну ее статью по теме.

КАКИМИ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И СОВЕТСКИХ ПАРТИЗАН? КАКИМ БЫЛО ОТНОШЕНИЕ КЫРЫМЛЫ К ПАРТИЗАНСКИМ ОТРЯДАМ?

Сергей Громенко,

кандидат исторических наук,

обозреватель «Крым.Реалии» /«Радио Свобода». Киев)

Безусловно, это очень сложный вопрос, который требует обширного ответа или даже отдельной публикации. Для общего представления об особенностях взаимоотношений Кырымлы и советских партизанских отрядов я советую обратиться к уже опубликованным профессиональным исследованиям по теме. Приведенные работы раскрывают аспекты национальных отношений времен нацистской оккупации, а также уделяют особое внимание деятельности партизанского движения в Крыму:

1) Поляков В. Страшная правда о Великой Отечественной. Партизаны без грифа «Секретно». Москва: Яуза, Эксмо, 2009. 384 с.

2) Романько О. Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941–1944 гг. Москва: Вече, 2011. 432 с.

3) Неменко А. Крым 1941–1944. Обратная сторона войны. Отдельные аспекты истории оккупации Крыма. Симферополь: ООО «Издательство «Доля», 2018. 420 с.

КОГДА-ТО КУРУЛТАЙ НАЧАЛ ПРОЕКТ ПО СБОРУ УСТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ПО ДЕПОРТАЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР (КАЖЕТСЯ, ПОД НАЗВАНИЕМ «УНУТМА»). КАКОВА СУДЬБА ЭТОГО ПРОЕКТА СЕГОДНЯ?

Сергей Громенко,

кандидат исторических наук,

обозреватель «Крым.Реалії» /«Радио Свобода». Київ)

Проект «Унутма» был начат 1 сентября 2009 г. с целью «существенного пополнения ранее собранных свидетельств, их систематизации и направлению к дальнейшему судебного разбирательства». Менее чем за два года в архив Специальной Комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа поступило 390 комплектов документов с заявлениями и свидетельствами о трагических событиях. Проект по времени является бессрочным, свидетельства продолжают поступать и рассматриваются на предмет соответствия специалистами из разных областей, знакомых с темой депортации крымскотатарского народа. Подробнее ознакомиться с проектом «Унутма» можно на официальном сайте Меджлиса крымскотатарского народа.

Искренне надеюсь, что все указанные мной тезисы поощрят украинских педагогов к более широкому исследованию трагической истории крымскотатарского народа в ХХ в.